6 мая 2011 года

1.            С принятием Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – ФКЗ «О судах общей юрисдикции»), в последних появилась апелляционная инстанция

В судах общей юрисдикции всех уровней создаются апелляционные инстанции. Апелляционная инстанция будет образована, в том числе, и в Верховном Суде РФ (ранее подобной не было). В настоящее время апелляционные инстанции имеются в системе судов общей юрисдикции, но только по отношению к решениям мировых судей.

Ранее соответствующие изменения были внесены в Гражданский Процессуальный Кодекс РФ.

Принципиальным отличием апелляционного порядка проверки не вступивших в законную силу судебных актов от ныне существующего кассационного состоит в том, что суд апелляционной инстанции не имеет права при отмене решения передавать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. Апелляционный суд обязан при отмене решения вынести новый судебный акт.

Согласно новеллам основаниями для отмены или изменения решения судов первой инстанции будут являться нарушения норм права. В порядке кассационного производства будут рассматриваться судебные постановления, вступившие в законную силу.

ФКЗ «О судах общей юрисдикции» вступил в силу 14 марта 2011 года.

Порядок рассмотрения гражданских дел в апелляционном порядке будет применяться с 01 января 2012 года.


  1. 2. В законодательство о миграционном учете приняты поправки, направленные на упрощение процедуры постановки иностранных граждан на миграционный учет


Изменениям, внесенным в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и вступившим в силу 25 марта 2011 года, внесены уточнения, касающиеся определения принимающей стороны. В качестве таковой может быть как лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, так и лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

С трех до семи дней увеличен срок, в течение которого иностранный гражданин, временно проживающий или временно пребывающий в РФ, либо принимающая их сторона обязаны предпринять необходимые действия по постановке на миграционный учет данных граждан. Одновременно установлено, что иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в установленном порядке, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, когда обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания возложена непосредственно на иностранного гражданина.


3.         Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2011 г. утверждены правила документооборота между органами и организациями при оказании гражданам и юридическим лицам государственных услуг и выполнении государственных функций


С 01 июля 2011 года гражданам и юридическим лицам при обращении в государственный (муниципальный) орган для оказания услуг не потребуется предоставлять документы, которые находятся в распоряжении иных органов. С этой целью указанным Распоряжением Правительства РФ устанавливается перечень документов, обмен которыми между различными государственными (муниципальными) органами и организациями, осуществляется электронным способом. Так, например, Росреестр при оказании государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет самостоятельно запрашивать у органов ФНС России сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В будущем такой перечень документов будет корректироваться.


4. Принято Постановление Правительства РФ, устанавливающее минимальные требования, предъявляемые к строительным и проектным организациям, для получения ими свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность строительных объектов

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 г. № 207 регламентированы требования к кадровому составу юридических лиц – заявителей, в т.ч. количеству и квалификации руководителей юридических лиц, руководителей структурных подразделений, специалистов определенного профиля. Отметим, что в некоторых случаях, требования к составу зависят от суммы договора на выполнение работ.

Также установлены требования к имуществу юридического лица, необходимого для выполнения соответствующих видов работ. Юридическое лицо – заявитель для получения свидетельства должно иметь систему контроля качества, обладать соответствующими лицензиями и иными разрешительными документами.

Саморегулируемые организации вправе устанавливать дополнительные требования к выдаче свидетельств.

Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 48, которым были установлены аналогичные минимально необходимые требования, признано утратившим силу.

Данный документ вступил в силу 12 апреля 2011 года.


5.      Принято Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. № 10 (далее – «Постановление Пленума № 10»), в котором рассмотрены вопросы применения законодательства о залоге


В Постановлении Пленума № 10, в частности, рассмотрены вопросы внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество, обращение взыскания на заложенное имущество, переданное в аренду, расторжение договора, обеспеченного залогом.

Постановлением Пленума № 10, среди прочего, уточняются требования к форме соглашения (согласия) на внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество: такое соглашение может быть заключено в любое время, как одновременно с заключением договора о залоге, так и после его заключения, включено в качестве условия договора о залоге или оформлено в качестве отдельного документа. Определено, что соглашение залогодателя с залогодержателем о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, содержащееся в отдельном документе, должно совершаться в той же форме, что и договор о залоге.

В Постановлении Пленума № 10, указываются случаи, в которых недопустим внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Так, в частности, условие о внесудебном порядке обращения взыскания не может быть включено в договор залога доли (части доли) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заключенный одним из участников общества с залогодержателем, который не является участником общества.


6.         В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – «Пленум ВАС РФ») от 17.02.2011 г. № 11 даны разъяснения по порядку применения норм отдельных положений Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


Разъяснено содержание норм, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области охраны собственности, за правонарушения в строительстве, содержание статьи, устанавливающей ответственность за недобросовестную конкуренцию, статьи, устанавливающей ответственность организаций, использующие в качестве работников иностранных граждан и нарушающие законодательство о миграционном учете.

В частности, Пленум ВАС РФ определил, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Пленум ВАС РФ пояснил, что при определении акта недобросовестной конкуренции следует руководствоваться не только положениями пункта 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», но и положениями статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.


7.         С 3 мая 2011 года размер ставки рефинансирования Банка России вновь увеличился на 0,25 %


В соответствии с решением Совета директоров Банка России, начиная с 3 мая 2011 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8,25 % годовых.