Октябрь 2011 года

1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий

Приватизация государственных и муниципальных предприятий (далее – «ГУП (МУП)») возможна теперь через процедуру преобразования в общества с ограниченной ответственностью (далее – «ООО»)

Внесенными изменениями в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливается новый способ приватизации ГУПов (МУПов): через преобразование их в ООО. Это возможно в случае, если средняя численность работников, выручка от реализации товаров (услуг) (без учета налога на добавленную стоимость), стоимость основных средств и нематериальных активов не превышают предельных значений показателей, установленных для субъектов малого предпринимательства.

Поправками устанавливается, что приватизация имущественного комплекса ГУПа (МУПа) в случае, если размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала открытого акционерного общества (далее – «ОАО»), установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования ГУПа (МУПа) в ОАО.

Из перечня документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества, исключено уведомление федерального антимонопольного органа о намерении приобрести имущество.

Указывается, что если впоследствии будет установлено отсутствие законного права покупателя на приобретение государственного или муниципального имущества, то такая сделка будет являться ничтожной.


2. Изменены требования к процедуре уменьшения Уставного капитала ООО

Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 228-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», касающиеся процедуры уменьшения уставного капитала ООО, а также добавлена статья о чистых активах ООО. Установлено, что если стоимость чистых активов ООО остается меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым или каждым последующим финансовым годом, то ООО в шестимесячный период после окончания соответствующего финансового года обязано принять решение об уменьшении уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, либо решение о ликвидации.

Теперь установлен трехдневный срок для сообщения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, решения об уменьшении уставного капитала ООО. Изменениями исключена обязанность ООО уведомлять кредиторов об уменьшении уставного капитала, однако, сохранилось требование опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление об уменьшении уставного капитала.

Указано также, что годовой отчет ООО должен содержать раздел о состоянии чистых активов ООО, в котором указываются, среди прочего, результаты анализа причин и факторов, которые привели к тому, что стоимость чистых активов ООО оказалась меньше его уставного капитала.

Вышеуказанные изменения вступают в силу с 01 января 2012 года.


3. Отменено требование о ежеквартальном предоставлении сведений о стоимости чистых активов Акционерного Общества

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 228-ФЗ утрачивает силу требование Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о ежеквартальной подаче заявления о внесении изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, в единый государственный реестр юридических лиц.

Также предусматривается создание и ведение дополнительного федерального информационного ресурса – Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, который во многом будет дублировать информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Положения указанного Федерального закона вступают в силу с 01 января 2012 года, за исключением положений о фактах деятельности, которые вступают в силу с 01 января 2013 года.


4. Акционерные соглашения, предоставляющие неограниченное право голосовать по чужим акциям, подлежат согласованию с антимонопольным органом

Федеральная антимонопольная служба в письме от 01 июля 2011 года разъяснила следующее: с учетом возможности того, что акционер на основании акционерного соглашения может получить право совместно с акциями других акционеров распоряжаться более чем 25%, 50% или 75% голосующих акций и возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в этих акциях, приобретение указанных прав требует предварительного согласия антимонопольного органа, либо уведомления антимонопольного органа после совершения сделки.

Однако если акционер на основании акционерного соглашения не вправе распоряжаться акциями иных акционеров и осуществлять право голоса и иные права по данным акциям иначе, чем строго в соответствии с указаниями владельцев этих акций, то он не является приобретателем акций по смыслу антимонопольного законодательства, и, следовательно, для заключения таких акционерных соглашений не требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа или последующее уведомление антимонопольного органа.


5. В целях борьбы с легализацией (отмыванием) доходов и финансированием терроризма определены признаки и виды операций, подлежащих повышенному контролю со стороны финансовых организаций

Федеральная служба по финансовому мониторингу в Информационном письме от 02 августа 2011 г. № 17 определила перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Отмечается также, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя оценку и присвоение степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. При этом степень (уровень) риска оценивается с учетом признаков операций, видов и условий деятельности.

Среди ряда признаков в перечне отмечаются такие, как то, что период деятельности с момента государственной регистрации юридического лица составляет менее 1 года, или то, что клиент и/или выгодоприобретатель является нерезидентом Российской Федерации, а также указываются такие виды деятельности, как совершение сделок с недвижимым имуществом и/или оказание посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом или деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности.


6. Уточнен порядок подготовки проектной документации для осуществления капитального ремонта объектов капитального строительства

Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» установлено, что при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика (заказчика) в зависимости от содержания выполняемых работ.

Указывается, что в отношении проектной документации капитального ремонта объектов капитального строительства не проводится государственная экспертиза, исключая проектную документацию капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Отныне для проведения капитального ремонта объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.


7. Высший Арбитражный суд Российской Федерации разъяснил применение норм гражданского законодательства в отношении договоров, связанных с недвижимостью, предполагаемой к созданию или приобретению в будущем

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 11 июля 2011 года № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» разъяснил, что отсутствие у продавца в момент заключения договора продажи недвижимости права собственности на имущество, являющееся предметом договора, само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным.

Также Пленум ВАС РФ разъяснил, что индивидуализация объекта может быть определена путем указания иных сведений, нежели кадастрового номера объекта недвижимости (например, возможно указание ориентировочной площади будущего здания или помещения) в случае продажи будущей недвижимой вещи. Пленум ВАС РФ пояснил, что индивидуализация объектов недвижимости при этом возможна не только в тексте договора, но и в дополнительных документах, например, в акте приема-передачи.

В Постановлении разъясняется, что, по общему правилу, договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, следует оценивать как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.


8. Высший Арбитражный суд Российской Федерации (далее – «ВАС РФ») признал требование к коммерческим компаниям о хранении некоторых управленческих документов не имеющим юридической силы

ВАС РФ рассмотрел заявление о признании недействующим положений Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 № 558, обязывающих акционерные общества и другие коммерческие организации, которые не подведомственны федеральным органам государственной власти, хранить некоторые категории управленческих документов, перечисленных в перечне, утвержденном Приказом.

Учитывая факт несоблюдения порядка опубликования Приказа, в частности ввиду его частичного опубликования, ВАС РФ пришел к выводу о том, что Приказ не имеет юридической силы и потому не влечет правовых последствий. Так как признание недействующим возможно только в отношении нормативного акта, имеющего юридическую силу, ВАС РФ отказал в удовлетворении заявления.